версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск

Мой Петрозаводск - Улучшаем город вместе


Открытое письмо Главе Республике Карелии

27 июня 2012 г. 01:08
ОТ  РЕДАКЦИИ
Про троллейбусы и тарифы на проезд: во всём ли успел разобраться новый карельский губернатор?

Открытое письмо Главе Республики Карелии Александру Худилайнену

Уважаемый Александр Петрович!

На пресс-конференции 25 июня 2012 г., Вы решили высказать свои сомнения по поводу целесообразности существования троллейбусного движения в Петрозаводске, приведя при этом несколько весьма спорных аргументов.

Не будем же, как говорится, "тянуть резину в долгий ящик". Ведь многое из того, что попало в СМИ, вызывает у разбирающихся людей, некоторое изумление (далее приводятся цитаты с сайтов «Вести. Карелия.Ру» и «Республика Карелия», они выделены жирным шрифтом).

«Глава Карелии Александр Худилайнен выразил удивление, узнав, что система троллейбусного транспорта в Петрозаводске из-за убыточности предприятия дотируется в объеме 180 миллионов рублей в год.»

От редакции: а чему тут удивляться? Если бы Вам доложили в точности, как обстоят дела у ближайших соседей с дотированием городского электротранспорта, то, вероятно, повода удивляться не было бы совсем. Вот Вам примеры:  мурманские троллейбусники (ОАО «Электротранспорт») за 2011 г. получили дотаций на 130,1 млн руб. Троллейбусное МУП г. Иваново за 2011 г. получило дотаций на 221 млн руб. Получает компенсации из бюджета и Новгородское (Великий Новгород) троллейбусное МУП «ПАТ-2». А вологодскому троллейбусному ОАО «Вологдаэлектротранс» материально помогает его холдинг. Тверскому МУП «Городской электрический транспорт» решением регионального законодательного собрания в 2011 году было перечислено 150 млн руб. для погашения задолженности за потребленную электроэнергию. Этот ряд можно долго продолжать.

И, что характерно, ни в одном из перечисленных регионов, ни один губернатор, насколько нам известно, не ставит под сомнение целесообразность, важность, экологическую эффективность и социальную значимость троллейбусных пассажирских перевозок.

Что ж, пойдем дальше.

 «Все уже выстроено, не нужно изобретать велосипед, - добавил губернатор. - Большинство стран Европы уже отказалось от троллейбусов».

От редакции: Александр Петрович, этот «отказ Европы» не имеет прямого отношения к сегодняшнему дню. Бум «выпиливания» электротранспорта в Европах с переходом на автобусы,  пришелся на 60-е – 70-е годы прошлого века. А с начала 2000-х годов, в свете экологических требований и при резко подорожавшей нефти, в Европе наблюдается возврат к городскому электротранспорту - правда, в основном, к трамваю - как к менее затратному виду ОТ по сравнению с троллейбусом. В Петрозаводске же, трамвайные пути прокладывать просто-напросто негде. Вывод, как нам думается, очевиден: в столице Карелии альтернативы троллейбусу нет.

И еще одно. Ссылаясь на Европу, не следует забывать, что живем мы всё-таки в России. А в Российской Федерации, действуют на данный момент почти 85 (!) троллейбусных систем, включая петрозаводскую. И, за годы после распада СССР, было ликвидировано всего лишь 7 таких систем - в городах  Шахты, Тюмень, Сызрань, Качканар, Грозный, Владикавказ и Архангельск. При этом, тоже после распада СССР, были созданы 4 троллейбусные системы: в Великом Новгороде (в 1995 г.), Химках (1997), Видном (2000) и Подольске (2001).

Что же до Европы и остального мира, то вот информация, которая может быть Вам интересна и полезна: троллейбусы в настоящее время перевозят пассажиров  в Риме, Милане, Неаполе, Генуе (и других городах Италии), в Лионе (и еще в 5 городах Франции), в Афинах, Будапеште, Братиславе, в австрийских Зальцбурге и Линце, в Берне, Женеве, Цюрихе, Белграде; в Сараево, в польских Люблине и Гдыне. В Румынии работает 10 троллейбусных систем и в Болгарии – 14 ( в т.ч. в Бухаресте и в Софии). Имеются троллейбусные системы в Прибалтике, Германии, Испании, Португалии, Голландии, Норвегии и Швеции (всего троллейбусы работают в 15-ти европейских столицах) .Для примера, троллейбусы работают и в США - в Сан-Франциско, Филадельфии, Сиэтле, Бостоне, и в канадском Ванкувере, и даже в Мехико, и в бразильском Сан-Паулу и в аргентинской Мендосе. Перевозят они пассажиров даже в африканской Аддис-Абебе и в новозеландском Веллингтоне.

Так что, с заявлением о том, что «большинство стран отказалось от троллейбусов», Вы, на наш взгляд, несколько поспешили.

А в Финляндии, например,  – да, троллейбусов нет. Но это, как мы полагаем, не означает, что их не должно быть и в Карелии.

«Он предложил использовать утвержденный тариф на конкретном тарифном участке: например, если пассажир едет два километра, то он должен заплатить 6 рублей, а если три километра, то уже 9 рублей.»

От зонального тарифа в городских пассажирских перевозках еще в СССР ушли, наверное, с полвека тому назад. Как от громоздкого, затратного и малоэффективного механизма. Вот здесь – точно, не надо бы изобретать велосипед.

Ну, и последняя цитата из СМИ.

«По его мнению, на смену устаревшим «рогатым» в Петрозаводск должен прийти транспорт частных перевозчиков, которые будут работать по строго утвержденным расценкам. «Перевозчики должны соблюсти несколько жестких условий конкурса, а именно: иметь новый автопарк, соблюдать безопасность движения и перевозить льготников по сниженным ценам»,   отметил Худилайнен. & Что касается желающих заняться этим бизнесом, то их, по словам Худилайнена, будет предостаточно.»

От редакции: ой, не скажите, Александр Петрович! Если Вы решите заняться переводом городских автоперевозчиков на автобусы большой вместимости и вменить им в обязанность возить льготников – наши Вам сочувствия. Хотя & если не заставлять этих перевозчиков каждые полгода, как сейчас, ходить на поклон в гор.администрацию, а дать им возможность спокойно и официально работать на маршрутах хотя бы года по три – четыре, тогда,  возможно, оно и получится.

Дело в том, что этот рынок давно поделен. При этом общепризнан тот факт, что сложившаяся петрозаводская автобусная маршрутная сеть - весьма и весьма адекватна, устраивая как перевозчиков, так и население. Выводы из этого оставляем делать Вам. От себя лишь можем подсказать, что автобусы большой вместимости будут востребованы, пожалуй, на маршрутах №№ 1, 3, 4, 5, 10, 14, 17, ну и, может быть, на маршрутах №№ 25 и 26.

В случае же принятого на каком-либо уровне власти, решения привести в город перевозчика "со стороны" с автобусами большой вместимости (вместо нынешних автоперевозчиков с их Газелями и изначально предназначенными для российского села автобусами ПАЗ-3205, безусловно уродующими город), то нам всем надо отдавать себе отчет в том, что, если это будет не еврохлам, а хотя бы новые отечественные автобусы ЛиАЗ-5256, то  таких автобусов потребуется минимум 80 штук (и это при условии одновременной работы с нынешней сотней троллейбусов, лишь чтобы убрать с улиц нынешние Газели и Пазики). И на приобретение этих автобусов понадобится не менее 250 млн руб. в самой минимальной комплектации. К тому же потребуется строительство базы для ремонта и хранения подвижного состава (ведь автобус большой вместимости не починишь «на коленке» или во дворе, как «Газель» или «ПАЗ», а бывшей базы городской автобусной автоколонны № 1126 - увы, более не существует). Если мы не подзабыли смысл бизнеса в России, то такое строительство с оснащением базы всеми необходимыми производственными участками (шиномонтажным, медницким, кузовным, моторным, топливной аппаратуры и прочими) обойдется едва ли не в двое-втрое большую сумму, чем собственно автобусы. Плюс ежемесячные затраты на материалы, на запчасти, на топливо, на зарплату многочисленному коллективу водителей, кондукторов, ремонтников и управленцев. Не забудем и про налоги. При нынешнем тарифе на проезд в 15 руб., и при известных петрозаводских пассажиропотоках, когда всё это сможет «отбиться»? Без дотаций – полагаем, что никогда.

Поэтому, вряд ли стоит уходить от одних дотаций, чтобы приходить к другим. К тому же, весьма вероятно, еще более значительным.

Мы понимаем, что человек Вы в Петрозаводске новый, а ни в Ленобласти вообще, ни в Гатчине в частности, троллейбусов никогда не водилось. Поэтому – не надо ничего решать сгоряча. Ведь, как известно, ломать – не строить. В Архангельске не так давно сумели уничтожить и трамвай и троллейбус, и теперь по этому великому городу бегают радостные стада сельских ПАЗов-3205. К тому же не будем забывать, что петрозаводская троллейбусная система - вторая среди самых северных систем. Да, самая северная троллейбусная система - в Мурманске, а у нас, после ликвидации в 2008 г. троллейбуса в Архангельске - вторая наиболее северная троллейбусная система на планете. Чем не бренд?

И, вот что еще представляется важным. На наш взгляд, с патерналистским 12-рублевым тарифом на проезд в троллейбусе – действительно, пора бы уже что-то делать. Одна поездка на троллейбусе сейчас обходится: в Великом Новгороде –  в 15 руб., в Вологде – в 16 руб., в Мурманске с 01.07.2012 – в 17 руб. Вот здесь, как мы полагаем, есть над чем задуматься.
 
Что ж, Александр Петрович, искренне желаем Вам всяческих успехов в Вашей работе на столь высоком посту, на благо всех жителей нашей горячо любимой Карелии.
 
С уважением,
редколлегия сайта "Петрозаводск транспортный",
информационно поддерживающая этот неофициальный сайт исключительно на общественных началах, в течение 11-ти последних лет.