версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск

Мой Петрозаводск - Улучшаем город вместе


О новом расписании поезда "Карелия": пора уже прекратить доставлять неудобства жителям той самой Карелии

Владимир Николаев, 10 ноября 2010 г.
Начну с новости с официального сайта правительства Карелии, растиражированной в начале нынешнего сентября в карельских СМИ:
«7 сентября в Карелии с рабочим визитом побывали первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Морозов и начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. С гостями республики встретился глава Карелии Андрей Нелидов.

Вадим Морозов сообщил хорошую новость для многих жителей Карелии, которые ездят поездом в Москву. С 31 октября по многочисленным просьбам ОАО «РЖД» готово изменить расписание движения поезда «Москва-Петрозаводск». Состав будет оправляться из Москвы в 19.55 вместо 17.25, прибытие в Петрозаводск в 10.55 вместо 8.50. Новое расписание почти на час сократит время в пути, а главное у людей останется больше времени, чтобы решить свои дела в столице».

Сначала - пара недоуменных вопросов по этой новости.

«С 31 октября по многочисленным просьбам &»
Сразу хотелось бы уточнить – по чьим именно столь многочисленным просьбам? В каких СМИ эти просьбы были бы хоть раз озвучены? Практически никаких недовольств якобы неудобным расписанием поезда Москва-Петрозаводск (особенно временем его прибытия в столицу Карелии), в карельских СМИ до даты появления этой новости не имеется. Похоже, что никаких массовых просьб рядовых граждан и близко не было. Таким образом, это утверждение официального сайта является безосновательным.

Второй пассаж из этой новости, не выдерживающий вообще никакой критики:

«Состав будет оправляться из Москвы в 19.55 вместо 17.25... а главное у людей останется больше времени, чтобы решить свои дела в столице».
Ну нельзя же так извращать факты. У людей время всегда оставалось, причем до 21:10 или даже до 01:00. Ведь, если люди не успевали к поезду Москва-Петрозаводск в 17:25, то непонятно, что именно не позволяло им задержаться, завершить свои дела в Москве, и  уехать из Москвы на ежедневном круглогодичном поезде N 382 Москва-Мурманск, который отправлялся до 31 октября из Москвы в 21:10 (а с 31 октября отправляется в 21:20)? Который, к слову, пусть и не является скорым поездом, но проходит путь от Москвы до столицы Карелии гораздо быстрее, чем скорый поезд 018 Москва-Петрозаводск? И на который, как правило, есть свободные места даже в день отправления? Кстати, если у людей дел в Москве уж совсем невпроворот, то еще можно уехать в столицу Карелии на фирменном поезде N 016А Москва-Мурманск, ежедневно отправляющемся из первопрестольной ровно в 01:00. Как видите, в одной лишь новости официального сайта правительства Карелии - неправда сказана уже дважды (а вот и дополнительная информация для ньюсмейкеров официального сайта карельского правительства: «поезд будет оправляться» - так писать нельзя. Поезд – отправляется, а оправляются, pardon my French, в туалете).

Однако, вице-президент РАО РЖД отдал произвольное распоряжение, которое ФПК (Федеральная пассажирская компания) вынуждена была исполнить. Поезд Москва-Петрозаводск уже 10 дней как следует вновь разработанной для него «ниткой» (расписанием), и отправляется теперь из Москвы под номером 018Ч в 19:55 и прибывает в Петрозаводск в 10:25 (вместо прежнего времени отправления  под номером 018А в 17:25 и прибытия в Петрозаводск в 08:50). 

            Что же благодаря этому новшеству получили жители Карелии?

А получили они - целый ворох неудобств, а также  лишние, совершенно ненужные им траты. А именно:

  1. Все три поезда, на которых можно без пересадок доехать из Москвыудо Петрозаводска, теперь отправляются из Москвы в интервале всего лишь пяти часов. А именно – с 20 часов до 01 часа ночи! То есть, в остальные 19 часов в сутки – никаких прямых поездов на Петрозаводск из Москвы нет. То есть, нет вообще. Карельские отпускники, прибывающие с пляжей Хургадчины и Антальщины в массе своей именно утренними и ночными чартерами, дружно скажут своё большое «фи» этому нововведению. Те же самые слова скажут и транзитные пассажиры. чьи поезда прибывают в Москву из других регионов России – тоже, как правило, утром. Да и второй беспересадочный вид транспорта – самолет - летает на Петрозаводск тоже только вечером, да и всего-то два раза в неделю.
  2. Из этих трех «прямых» поездов, два поезда теперь отправляются из Москвы с интервалом всего в 1 час 25 минут (поезд 018 отправляется в 19:55, а поезд 382 – в 21:20), а прибывают в Петрозаводск с разницей всего в 35 минут! (018-й прибывает в 10:25, а 382-й – в 11:00). Спрашивается, ну кому нужны два поезда, следующие друг за другом практически «впритык»? Фактически, петрозаводчане поставлены теперь перед выбором из всего двух вариантов: или уезжать из Москвы в 20-21 час, или в 01 час ночи. То есть, теперь, вместо трех вариантов времени выезда из Москвы, осталось лишь два варианта. Это – второй минус принятого решения.

 Вот мнение с «Форума сайта «Экспресс в интернет»:

«Есть достоверные сведения, что в самой ФПК, во всяком случае наверху, отношение к предлагаемым тандемом Нелидов-Морозов новациям было абсолютно здравомыслящим:
1. Два поезда впритык один к другому - глупость.
2. Прибытием к обеду - тем более.
3. Сама по себе сдвижка 18-го на более позднее время хороша, если её компенсировать коррекцией чего-нибудь другого (а чего другого? 382-й  и 16-й - альтернатив нет, а у 16-го график оптимальный, не хватало его ещё испохабить)».
Впрочем, по сведениям из достоверного источника, близкого к руководству ФПК, саму ФПК в случае с изменением расписания «Карелии» по большому счёту и не спрашивали - какой график был бы удобен и почему. К сожалению, источник не дает интервью по такому вопросу, как произвольное решение вице-президента РЖД.
  1. Третий, и, наверное,самый очевидный недостаток принятого решения: это теперешнее полное отсутствие поездов, прибывающих в Петрозаводск из Москвы с утра. Ибо пол-одиннадцатого утром уже назвать сложновато, это уже где-то поближе к обеду. Теперь у петрозаводчан нет возможности попасть на работу/учебу прямо с поезда, что важно, например, для тех, кто ездил в Москву на выходные. Да и не только для них. Простой и наглядный пример важности утреннего прибытия поезда: пусть «тандем Нелидов-Морозов» попробует сдвинуть расписание поезда N 658 СПб – Петрозаводск таким образом, чтобы он отправлялся из Петербурга, скажем, в 01 xfc ночи, а прибывал бы в Петрозаводск в 10:30? Что скажут «благодарные» петрозаводчане, которым, как окажется, «по их же просьбам», дали возможность подольше полюбоваться красотами северной столицы ? Вопрос, разумеется, риторический.

А на настоящий момент, чтобы приехать в столицу Карелии из Москвы с утра, петрозаводчане вынуждены ездить с пересадкой по СПб, как правило следующим способом: выезжать из Москвы «Сапсаном» в 16:43, ибо больше нечем (и минимум за 2870,5 руб!), приезжать на Московский вокзал Петербурга в 20:43, перебираться на Ладожский вокзал, с которого уезжать в 22:02 поездом 658 Петербург-Петрозаводск (плацкарт обходится в 514,5 р.) и приезжать наутро в столицу Карелии в 06:50. При этом, по сравнению с проездом в плацкарте поезда 018 Москва – Петрозаводск (926,1 р.), переплачивая в итоге 2458,9 рублей! А если едут двое членов семьи? Пробивается неплохая брешь в семейном бюджете.

  1. Прибытие поезда «Карелия» в Петрозаводск в 10:25 вместо прежних 08:50 изрядно подпортило жизнь не только жителям столицы Карелии, но также  сегежанам, надвоичанам и медвежьегорцам. Дело в том, Что оба поезда Москва-Мурманск (382А и 016А) прибывают в эти города уже довольно поздно: в Медгору они приходят соответственно в 15:00 и в 19:25, а в Сегежу – в 18:16 и в 21:50. Поэтому многие жители этих городов уезжали из Москвы на «Карелии», прибывая в Петрозаводск в 08:50, сразу же шли на близрасположенный автовокзал. Садились на автобус на  МедГору в 09:30  и на автобус Сегежа - Костомукша в 10:00, и приезжали в Медвежьегорск в 12:00, а в Сегежу – в 14:00, «выигрывая» таким образом, практически пол-дня для своих дел. В Карелавтотрансе отлично знали об этом пассажиропотоке и соответствующим образом формировали расписание автобусов. Но теперь такой возможности жители Медвежьегорска, Сегежи и Надвоиц -  лишены. Вот и четвертый «минус» этого новведения.
  2. Это решение принесло вред и самим железнодорожникам: поезду N 018 теперь отменены технические стоянки по ст.Токари и ст.Деревянка, благодаря которым персонал станций ездил на смену из Лодейного Поля и Подпорожья. 
     

    Как видим, "минусов" от принятого решения очень много. А "плюсы"? Их просто нет. Скорее всего, есть желание некой, скажем так, социальной группы – уезжать из Москвы около 8-ми часов вечера, но при этом ехать непременно в статусном («Карелия») и более комфортном поезде (в 382-м поезде нет вагона СВ). И более - ничего. Ведь о том, что наше общество лишено «цветовой дифференциации штанов», и потому московские проводники 382-го или 16-го поездов, в отличие от петрозаводских проводников поезда «Карелия», совершенно не в курсе, перед кем нужно делать двойное «ку!» - не хочется даже и думать.

    Вот что бывает, когда принимаются чисто волюнтаристкие, непродуманные и непросчитанные решения. Ничем иным, кроме причинения серьезных неудобств подавляющему числу жителей, они завершиться не могут по определению. Что, собственно, и произошло.

          Как можно поправить эту крайне нехорошую и некрасивую ситуацию?

  1. Можно, вернув прежнее расписание поезду N 018А Москва - Петрозаводск, одновременно повысить комфортность проезда в поезде 382А Москва - Мурманск, включив в его схему один или два вагона СВ, ибо в настоящий момент схема поезда позволяет это сделать. А купейные вагоны "с услугами" и  кондиционерами - там уже имеются. И тогда, пусть желающие уезжать из Москвы в 9 вечера – пользуются этим составом со всеми удобствами.
  2. Можно «ускорить» нынешний поезд 018Ч «Карелия», чтобы он снова прибывал в Петрозаводск около 9 часов утра. Ведь он находится в пути целых 14 часов 30 минут! и это при том, что ему не приходится ни одного разу стоять, чтобы пропускать «Сапсаны». А ведь пассажирский 382-й поезд проходит то же самое расстояние за 13 часов 40 минут, то есть на 50 минут быстрее! А «летние» поезда из Астрахани, Адлера и Новороссийска (которые следуют на Мурманск через Москву), умудряются «пролетать» путь от Москвы до Петрозаводска всего за 12 с половиной часов, это на два часа быстрее, чем поезд Москва-Петрозаводск!

И, главное, резервы для ускорения поезда 018Ч – имеются.

Вот мнение с «Форума сайта «Экспресс в интернет»:

Пользователь canalizator:  «Так испохабить график надо было постараться!
Вместо того чтобы убрать 18-му заход в Волховстрой1 (заведя в него для компенсации 382-й) и ускорить минут на 40 &
Ещё один "рекорд скорости" ставится 018Ч на участке Москва - Бологое. Отправляясь за Сапсаном (
N166А в 19:45), 18-ый тащится 331 км до Бологое аж 04:27 при том, что прочие поезда с остановкой по Твери проходят этот же участок за 4 часа и менее. Вот ещё один резерв ускорения на полчаса».
А вот мнение  с  форума «Транспорт в России»:
Пользователь Кrechet: «Нужен всего лишь вменяемый график и в 12.00 - 12.30 уложиться можно вполне, а 20 минут стоянки в Свири особой погоды не сделают. ИМХО в идеале два поезда. Один отправлением в районе 18.00 из Москвы, прибытие в 6.00 - 6.30 в Петрозаводск (для тех, кому с утра надо по делам/на работу, либо ехать куда-либо дальше с пересадкой (чтобы успевали на утренние рейсы)), другой отправление в 21.00 - 22.00 из Москвы, прибытие где-нибудь в 10 - 11 утра (для тех, кому важно позднее отправление, а утром выспаться). Кстати, второй вариант можно реализовать добавлением прицепных вагонов к 382-му поезду.
Нынешний график поездов на Петрозаводск откровенно дурацкий, так как поездов с ранним прибытием просто нет, а они жизненно важны значительной части пассажиров».
А ведь эти форумчане совершенно правы. На маловнятное «заворачивание» поезда Москва-Петрозаводск в Волховстрой-1, где поезд к тому же меняет направление движения и из-за этого приходится переставлять локомотив, тратится примерно 40 минут. В то время как можно было бы сделать вместо этого «заезда» - тарифную остановку на пару-тройку минут на ст. Волховстрой-2, и волховчане остались бы при своих же благополучных интересах. Ибо автобусы в 04:45 в Волхове всё равно не ходят, а такси одинаково успешно подъезжают к обоим волховским вокзалам. В общем, и  волки сыты, и овцы целы, и незачем поезду 018 заезжать в Волховстрой-1 и понапрасну терять там время..
Цитируя того же canalizator'a,
«Если Вадим Морозов так уважает карельского губернатора  -  что ему мешает простимулировать графистов  Окт.Ж.Д. сделать "Карелии" график на 13 часов хода?»
Поясняю: 13 часов хода поезда «Карелия» (вместо нынешних 14,5 часов) означают, что при отправлении из Москвы в нынешние 19:55, он будет прибывать в Петрозаводск в 08:55. То есть, как и раньше.
  1. Есть и третий вариант исправления ситуации, когда нынешний график движения поезда Москва-Петрозаводск (19:55 – 10:25) остается без изменений, опять же предложенный на «Форуме сайта «Экспресс в Интернет»:
«Пусть А.Нелидов В.Морозову следующую идею подкинет: сместить отправление 382-го из Москвы на 14-15-16 часов дня, прибытием в Петрозаводск в 6 утра, и в Мурманск в 7 утра, с обгоном 16-часовыми Сапсанами где-нибудь перед Тверью и остановками в прежнем количестве.
Жители Карелии увидят, что губернатор способен не только о себе с коллегами позаботиться, но и о простых жителях республики. Заодно, кстати, улучшится возможность уехать с 382-го в окрестные колхозы.
А то получается: о себе с прочими чиновниками позаботился, а о большей части карелов - нет?
Ещё при случае поинтересовался бы у Морозова, что за дикое время в пути от Москвы до Петрозаводска - 14,5 часов!!! Вслед за Сапсаном и без обгонов.
Так что когда ускорят 18-ый часов до 13-13.5, да 382-й на нормальный (а не дублирующий "Карелию") график перенесут, вот тогда пусть и потирает руки "как скажу - так и будет".
Сейчас потирать руки рано».
P.S. Информация к размышлению: по сообщениям карельских СМИ, вице-президент РЖД Вадим Морозов и карельский губернатор Андрей Нелидов давно и лично знакомы друг с   другом.