версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск

Мой Петрозаводск - Улучшаем город вместе


Проблемы транспортного сайтостроительства

Вероятно, эту давно назревавшую статью стоит начать с оговорки, что,хотя я и являюсь автором сайта с расписаниями по Петрозаводску, то эта статья вовсе не призыв к объдинению с крупными сетевыми информационными издателями в карельской зоне Рунета. Наивен тот, кто думает, что даже во имя самых высоких принципов кто-либо поступится личными амбициями.

Итак, давайте пойдем с другого бока. Большинство сайтов в расписаниями, имеющиеся в Рунете, далеки от совершенства, как ни посмотри. Кто-то состоялся, кто-то нет. В Карелии не состоялся практически никто. Уклоны, перекосы, содержательное однообразие. а порой еще и личные амбиции, чего на подобном сайте не должно быть в принципе. Интерактивность карикатурна или вовсе отсутствует & всего и не перечислишь! Нехорошо это, согласен со всеми сразу. Но что из себя мог бы представлять работоспособный, лишенный авторско-личностного (от создателя) сайт? Что для такого сайта нужно и кто для такого сайта нужен?

Начнем с ответа на первый вопрос.

По-моему, идея давать расписания ”в теле“ существующего информационного сервера себя изжила. Удручающее состояние карельских расписаний – наглядный и убедительный тому пример. Раз в полгода обновившись, сетевые издатели за прочими делами тут же забывают о существовании подобных справочных разделов и о необходимости их своевременного обновления. Значит, нужен отдельный сайт с расписаниями (пусть он будет сайтом-спутником, это не принципиально). И заниматься им должны конкретные люди, и это должно быть их главной работой. Но о людях - чуть позже.

Какой же должна быть структура такого сайта? Если этот сайт расположен на петрозаводском информационном сервере – он должен давать ПОЛНУЮ информацию о пассажирском транспорте, включая и расписания маршруток, а не только городских автобусов, время начала и окончания работы троллейбусов с конечных станций, а по пригородным и междугородным автобусным перевозкам – еще и таблицы стоимости проезда по зонам для определения цены билетов между промежуточными пунктами, да и график прохождения автобусами промежуточных пунктов также должен иметь место. Вся эта информация имеется в диспетчерских службах, где, соответственно, должен регулярно ”пастись“ работник сайта. Конечно, сведения эти бесплатно никто не даст, но об этом после, а вот проверять получаемую хотя даже и оплаченную информацию придется регулярно, т.к. человеческая память, особенно у такого загруженного человека, как диспетчер, имеет одно замечательное свойство – всё забывать..

С водным вокзалом и аэропортами все гораздо проще – им можно вообще ничего не платить, объем информации там невелик и меняется крайне редко, так что можно только раз в 3-4 дня наведываться и считывать вывешиваемые там расписания и информацию об оперативных изменениях.

По ж/д расписаниям же предстоит огромная работа. Вот как, по моему понятию, примерно должна выглядеть хотя бы одна строка из расписания:

N и категория поезда Периодичность курсирования Начальная станция Конечная станция Отпр. с нач. станц. Приб. в П-ск Стоя- нка Отпр. из П-ска Приб. на конечн. станц.
225Б Пассажирский по отдельным дням МУРМАНСК МИНСК - ПАССАЖИРСКИЙ 17-40 15-40 00-20 16-00 16-01

Мысль понятна? Тут и наиподробнейший маршрут поезда, и расписания по начальной и конечной станциям, и календарик с датами следования, если поезд не ежедневный.

Значит, нужна не только постоянная связь со справочной службой Дирекции по обслуживанию пассажиров, но и нелимитированный доступ в систему ”Экспресс-2“. Опять – деньги, деньги &

И, если сетевой издатель –солидный, или, по крайней мере, таковым себя считает, то крайне желателен заказ ж/д билетов через Интернет – тут пригодится опыт мурманских железнодорожников на http://rwzakaz.ru. Впрочем, об этом я уже писал.

Если же ничего этого не делать, то получится простенький контент, аналогичный выложенному на сайте ”Петрозаводск транспортный“. Во-первых, несколько ресурсов с одинаковым контентом совершенно ни к чему. А во-вторых, будет крайне несолидно сетевому издателю давать информацию по расписаниям на уровне частного сайта, поддерживаемого одним-единственным человеком.

Если же сетевой издатель дает информацию по всей Карелии, то и расписания должны быть по всей Карелии. Тут нужны и пассажирские рейсы теплоходов из Сортавалы на Валаам и из Беломорска и Кеми на Соловки, и расписания всех автобусных междугородных маршрутов, так что придется устанавливать и поддерживать связь с диспетчерскими службами во всех райцентрах Карелии. Работы здесь – океан безбрежный. Как и затрат – человеческих и финансовых – на эту работу. Можно, конечно просто давать ссылки на местные сайты с подобными расписаниями (если они есть, конечно), но где тогда гарантия их своевременного обновления?

Причем гнаться за посещаемостью на таком сайте не приходится. Анекдотам от Фоменко и советам ”Как увеличить свою грудь на 3 размера“ там явно не место, сайт этот узкоспециальный. И если человек сиднем сидит дома и никуда ехать не собирается, а по городу из экономических соображений или ради здоровья передвигается исключительно пешком, то сайт этот ему нужен, как козе баян.

Теперь попробую ответить на второй вопрос, поставленный в начале статьи: что и кто нужен для такого сайта?

Начнем с простейшего. Нужен корректор. Это, конечно, может делать и редактор-любитель, но, в общем-то, отдельный человек, специально для этого предназначенный, сделает это во сто крат лучше.

Для общекарельского сайта нужны два (по меньшей мере) редактора: один отвечал бы за городские расписания, другой – за районные. Причем городскому редактору пришлось бы по совместительству выполнять и роль ”мальчика на побегушках“ - совершать ”набеги“ на вокзалы, к диспетчерам, владельцам маршруток - для уточнения получаемой информации, согласования и утрясания вопросов оплаты информации и т.п. Все, приходящее на сайт, "сваливалось" бы этим двоим и они уже держали бы связь с источниками инфы для сайта.

Необходим дизайнер. Даже если на сайте изо всего дизайна - несколько линеечек, дизайнер все равно должен быть, чтобы отсматривать то, что наворочено уже перечисленными гражданами, воспринимая предложения со стороны и реализуя их, рассматривая с точки зрения on-line-функциональности.

Необходим html-верстальщик, который все получаемое незамысловато "запихает" в шаблоны сайта, проверит ссылки на адекватность и "выложит" все это в Сеть.

Нужен программист, который в краткие сроки напишет необходимый сайту скрипт (интерактивность и прочая) и отладит этот скрипт.

Я уже пятерых насчитал? Так должен быть еще и шестой - главный редактор, который все это дело будет организовывать и направлять в едином русле, а не куда Бог пошлет.

То есть, я хочу сказать, что работа должна быть разделена и оплачена. Только в этом случае можно вести речь о профессиональном сайте, с которого можно будет не только требовать что-то, но и ожидать ответа на эти самые требования.

Пока что же мы имеем то, что имеем (и что имеет нас всех): такой работой занимается один человек – ваш покорный слуга, придумавший в свое время персональную страницу и "дослужившийся" до ссылки на онего.ру. Отсюда - и все неприятности: приходит человек с работы, уставший, весь день на хлеб себе зарабатывал, а тут мэйлер верещит письмами, гостевая полна ругательствами, в bbs.soros непотребные комментарии и все тому подобное. И реакция у человека может быть любая, но лишь человеческая: я тут, понимаешь, за свое время и за своё здоровье делаю сайт им, а они еще и недовольны (варианты - гадости пишут, ничего не пишут, претензии высказывают, в воровстве инфы обвиняют, ненужное strikeout). И либо человек махнет рукой, решив обновиться как-нибудь потом, либо полезет, прикроет сайт к еб &ням, гостевуху и форум вычистит соляной кислотой, а авторам постингов раздаст по прялке. А что бы мы хотели? Человек-то на самом деле не обязан за свои же хлопоты выслушивать все эти веселости.

Вообще, как видите, получается безрадостная картина. Финансовый момент такого сайта (если я еще не позабыл смысл бизнеса в России) можно оценить в $1500-2500 в месяц (в зависимости от готовности редакции платить людям или делать вид, что платим). Плюс – немалые деньги вокзалам-автоколоннам-диспетчерским-справочным и иже с ними, плюс - определенные деньги за хостинг, доменное имя и все такое. При самом неинтересном для публики раскладе получится, что качественный сайт с расписаниями по Карелии или только по Петрозаводску потребует на свое содержание примерно $30 000 -
35 000 в год. Что-то мне подсказывает, что, хоть за такие деньги и будет сделан очень качественный сайт, денег таких нету. Ни у кого - ни у инвесторов, ни у спонсоров, ни у меценатов, ни тем более у сетевых издателей. Окупить же такой сайт ("отбить", если опять же припомнить терминологию российского бизнеса) сможет порядка $300, ну максимум $500 в год (или же нужны будут еще вложения на рекламу). В общем, мы можем долго и увлеченно рассуждать о том, что сайты и сервера, содержащие расписания, у нас кривоваты, владельцы сайтов - нервны, и так далее, но мы должны отдавать себе отчет в том, что денег на создание нормального сайта нет.

А все остальные рассуждения, от кого бы они не исходили, - от лукавого. В этом мире основу происходящего определяет экономика, а не добрая воля нескольких образованных граждан-подвижников.

Владимир Николаев

19 ноября 2001 г.