версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск

Мой Петрозаводск - Улучшаем город вместе


Как рискует жизнями и здоровьем пассажиров «Карелавтотранс», в погоне за прибылью продавая свои рейсы сомнительным перевозчикам

 
03 сентября 2015 г. 21:00
 
03.09.2015 в социальной сети "В Контакте" на странице неофициального сообщества "Автовокзал Петрозаводск" была размещена статья "Как рискует жизнями и здоровьем пассажиров «Карелавтотранс», в погоне за прибылью продавая свои рейсы сомнительным перевозчикам". Итак, начинаем цитирование этой статьи:
 

"Как рискует жизнями и здоровьем пассажиров «Карелавтотранс», в погоне за прибылью продавая свои рейсы сомнительным перевозчикам

В проправительственном интернет-издании «Республика Карелия» 28.08.2015 было опубликовано интервью с гендиректором ГУП «Карелавтотранс» (которое управляет и Петрозаводским автовокзалом), небезызвестной Эльвирой Каштановой, под как бы важным заголовком «Транспортные компании Карелии просят ужесточить законодательство в сфере перевозок».

После прочтения этого интервью (которое, скорее всего, является реакцией на беспристрастное журналистское расследование двух компетентных авторов из Санкт-Петербурга, посвященное сложившейся ситуации в пригородных и междугородных перевозках в Карелии, и перепечатанное на сайте «Петрозаводск транспортный»), трудно отделаться от впечатления, чего в этом интервью больше – вопиющей некомпетентности или откровенной неправды, рассчитанной на неискушенного читателя.  

 
Итак, вот первый фрагмент этого шедевра журналистики:

 «За семь месяцев этого года в Карелии случилось 11 дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта. Это практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пострадали 19 человек. Всего с начала года за нарушения правил дорожного движения к административной ответственности привлечены две тысячи водителей автобусов. В разговоре с корреспондентом «Республики» директор ГУП РК «Карелавтотранс» Эльвира Каштанова высказала мнение, что в авариях, происходящих на межмуниципальных маршрутах, виноваты нелегальные перевозчики.»

Логика потрясающая. То есть, например, в том, что автобус совершенно официального ООО «Признание», на абсолютно легальном межмуниципальном маршруте № 133Э «Петрозаводск – Кондопога» сумел потерять в Кондопоге сразу два колеса, виноваты так называемые «нелегальные перевозчики»? Да и кого считать нелегальным – большой вопрос, но об этом чуть ниже.

Цитируем дальше. Э. Каштанова:  «Вакханалия началась, когда в начале этого года были отменены результаты конкурса, и практически полгода пассажиров возили перевозчики по старым договорам. Большинство из них понимало, что новый конкурс им не выиграть, и уже тогда ушли в тень, чтобы заработать больше денег

Во-первых, Эльвира Эдуардовна, вероятно, вам было бы не плохо ознакомиться со значением термина «вакханалия». Википедия вам в помощь, если, конечно, вас там не забанили. Мы это просто к тому, что надо знать смысл слова, которое употребляешь.

Во-вторых, большинство перевозчиков действительно понимало, что новый конкурс с 4-мя лотами (вместо прежних 99-ти!) им ни за что не выиграть, НЕЗАВИСИМО ТО ТОГО, объединят они свои автопарки или нет. Не понял этого только перевозчик ИП Хамин А.А., который принял – таки участие в конкурсе, и в начале конкурс благополучно  проиграл (а кто, кроме него, в этом результате сомневался?!), а теперь и вообще изгнан  с автовокзала. Нет повести печальнее на свете &

В-третьих. Насчет «заработать побольше денег». Если Эльвире Каштановой привычнее всё мерять деньгами, то сообщаем ей, что есть ещё такие общечеловеческие понятия, как совесть, порядочность и справедливость. На которых, собственно, и базируется нынешняя человеческая цивилизация. И которых, похоже, после состоявшегося «конкурса»  - ни у нынешнего руководства «Карелавтотранса», ни у руководства госкомитета по транспорту – не осталось.

Ну и в-четвертых. Некоторые «прежние» перевозчики не просто «ушли в тень» – их выгнали в тень, то есть с автовокзала, причем выгнала их сама Эльвира Каштанова, еще до «конкурса», еще в мае – июне этого года. Уж кому-кому, как ни ей знать об этом!

Далее. Очередная мысль от Эльвиры Каштановой:

 На мой взгляд, одной из самых эффективных мер борьбы с нелегалами мог бы стать возврат лицензирования перевозки пассажиров и багажа заказными автобусами. Я бы хотела, чтобы соответствующее предложение в Государственную думу выдвинули депутаты законодательного собрания республики.

Что касается тех частников, которые перехватывают пассажиров  у автовокзала  или на конечных и промежуточных остановках (кроме официально зарегистрировавшихся как такси) – это верно, с ними всегда боролись, и с ними можно и нужно бороться – ведь у них на самом деле нет ни лицензий, ни страховок, ни тахографов, ни-че-го. Но что касается тех перевозчиков, кто возит пассажиров от Петрозаводского ж/д вокзала заказными рейсами на Беломорск, Сегежу, Олонец и так далее – то это те самые «бывшие» перевозчики с автовокзала, которых изгнали оттуда в этом году, и у них У ВСЕХ есть действующие необходимые лицензии для регулярных перевозок, хотя на «заказных» перевозках они действительно по закону не требуются.

Немного отвлечемся от этого увлекательного интервью к материалу сайта «Столица на Онего» от 26.08.2015 «Некоторые водители автобусов в Карелии работают практически без отдыха». В частности, глава Карельского УГАДН  Рафаил Галикеев сказал:

«Некоторые предприниматели, такие как ИП Белкин, ИП Воробев, ИП Коршунов, ООО "АТП" г. Олонец, под видом заказных осуществляют регулярные перевозки.»

То есть глава карельского автодорнадзора (УГАДН) высказал беспокойство о безопасности вышеуказанных рейсов от ж/д вокзала, и в числе этих перевозчиков он упомянул А. Воробьева (Суоярви) и М.Коршунова (Петрозаводск), что крайне странно, ибо они выполняют рейсы только от автовокзала. Либо это ошибка журналиста, либо неосведомленность высокопоставленного чиновника, во что как-то не очень хочется верить.

Кроме того, хочется сообщить господину Галикееву следующее: УГАДН очень «любит» применять в отношении пассажирских рейсов статью 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии либо с нарушением (в т.ч. грубым) условий лицензии. Так вот, поскольку заказные автобусные рейсы в нашем государстве в лицензии не нуждаются, то и статья эта в данном случае неприменима. Пока не изменится соответствующий закон. На что так уповает г-жа Каштанова. Кстати, вернемся к её интервью, и продолжим цитировать эту удивительную даму.

«Для регулярной работы по закону нужна лицензия, которая во многом гарантирует безопасность пассажира. Нелегальные перевозчики их не оформляют. И, как следствие, проявляют полную безответственность, не отвечая ни за качество машин, ни за жизнь пассажиров. В случае аварии предъявлять претензии просто некому.»

Снова здорОво. У всех перевозчиков, выполняющих рейсы от ж/д вокзала – лицензии есть.

«Например, в нашем предприятии 15 автобусов большой вместимости, только на страховку мы тратим ежегодно по 900 тысяч рублей. Но, если, не дай бог, случится авария, связанная с гибелью или потерей трудоспособности людей, будут произведены выплаты, согласно существующему законодательству. Оно предусматривает, что в случае гибели пассажиров семье будет перечислено 2 миллиона рублей, если же пассажир пострадал   до миллиона рублей в зависимости от тяжести причиненного увечья.»

У всех перевозчиков, выполняющих рейсы от ж/д вокзала – необходимые страховки есть. Большой привет госпоже Каштановой.

«Понимаете, нелегальные перевозчики не только крадут деньги у государства и подвергают жизнь пассажиров риску. Они не дают развиваться и институту легальных перевозчиков.»

Наблюдатели считают, что как раз украли деньги у легальных перевозчиков и не дали им развиваться – именно те, кто организовал насквозь ангажированный конкурс 2015 года, чтобы «выбить» с рынка легальных перевозчиков. Так что, как говорят в народе, "чья бы корова мычала» &

«Недавнее укрупнение лотов, деление Карелии на четыре зоны   это большой плюс в организации пассажирского движения. Ведь в каждом лоте есть убыточные рейсы, которые сейчас покрываются прибыльными. При наличии дополнительных средств многие сегодня нерентабельные направления могли бы стать рентабельными. Мы могли бы увеличить частоту рейсов на других маршрутах и многое другое.»

Какое беспримерное лукавство! Ведь и в предыдущем конкурсе от 2011 года, которое проводило Минэкономразвития РК (тогда Госкомитета по транспорту и в помине не было), тоже в лоты включались прибыльные рейсы вместе с заведомо убыточными. Тогда было 99 лотов (объявление о том конкурсе находится здесь), их полный перечень любой желающий и сейчас может увидеть по адресу http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2011/09/09_16.zip (на всякий случай, мы сделали копию). Из этого перечня видно (ну просто краткая выдержка), что, например, в 2011 году:

-  в лоте № 19 к «выгодному» Падозеру были добавлены «невыгодные» Верхние Важины;

-  в лоте № 20 к «выгодной» Деревянке были добавлены абсолютно «невыгодные» зимние рейсы на Машезеро/Шапшезеро;

- в лоте № 21 к «выгодному» Лучевому-2 была добавлена «невыгодная» Гонганалица;

- ну и так далее, всё перечислять долго. Смотрите сами, уважаемые читатели. То есть, г.-жа Каштанова опять слукавила. Всё это (прибыльные плюс неприбыльные рейсы в одном лоте)  уже было и ранее.

Ну, и сам «конкурс» от 30.06.2015 тоже следует упомянуть. В нем было четыре лота. И «победителей» соответственно было четверо – ООО «АТК», ООО «Инлайн», ООО «Транском» и ГУП РК «Карелавтотранс». И что же мы теперь видим? «Карелавтотранс» получил лот № 4 – «Восточный», но не ездит НИ ПО ОДНОМУ из перечисленных там маршрутов. А катается в основном по маршрутам лота № 1 – «Северного». Остальные три «победителя» практически вообще не выполняют никаких рейсов, а благодаря возможности «субподряда», просто «перепродают» свои рейсы совершенно посторонним перевозчикам, в том числе ООО «РИК» и ООО «Признание», беря с них за это (по утверждениям специалистов) от 5% до 25% выручки (а еще «Карелавтотранс» удерживает с каждого проданного в его кассах билета на «сторонний» автобус свой агентский сбор в размере 15%). То есть, де-факто, конкурс проводился лишь в целях перепродажи маршрутов и рейсов. Давайте уже называть вещи своими именами. 

Ну, и последний «перл» Эльвиры Каштановой в этом интервью:

«Если отвлечься от проблемы нелегальных перевозок, я бы сказала, что остро необходим пересмотр автобусных маршрутов в Карелии. Последний раз такая работа проводилась более десяти лет назад, и с тех пор многое изменилось. Жить по старой маршрутной сети неразумно.»

Эльвира Эдуардовна! Остыньте уже! Маршрутная автобусная сеть в РК сложилась не при вас! А задолго до вас. Формирование автобусной маршрутной сети, адекватно отвечающей потребностям населения – это процесс не одного года, и даже не одного десятилетия! Но для осознания этого, требуется как минимум профильное транспортное образование, а не диплом врача-гинеколога или экономиста! Это ведь не город, в котором можно пустить автобус по одной улице, а можно – по соседней. Дорожная сеть в РК развита весьма слабо, особенно в западной, северо-западной и восточной частях. Все дороги в республике – наперечет. Хотя, конечно, можно и чесать левое ухо правой пяткой, как наверное можно ездить из Петрозаводска в Олонец через Пудож – Вытегру, или в Сортавала через С.-Петербург – Приозерск, благо дороги позволяют, НО ЗАЧЕМ? Все актуальные и востребованные маршруты давно выявлены, надлежащим образом оформлены, и обслуживаются. Так называемая «острота» пересмотра маршрутной сети РК – надумана лично вами. Эх, вашу бы энергию, да в мирное русло &

Ну и заключение, которое будет в трех частях.

Первая.

Питерский перевозочный холдинг «Питеравто». который не имеет право использовать в СПб автобусы старше 7 лет, не ограничился Карелией, в которую он начал «сплавлять» свои б/у автобусы сначала на городские маршруты (с августа 2013 г.). а теперь – и на «автовокзальные» (ибо под него и «делался» весь «конкурс» 2015 года, о чем нам говорит та самая статья питерских авторов). Теперь он крайне агрессивно нацелился на наших соседей – на Вологду. Подробнее читайте об этом в журналистском расследовании тех же самых питерских компетентных журналистов.

Вторая.

Как нам доподлинно известно, Госкомитет по транспорту РК в своих ответах на жалобы/обращения граждан по поводу отмены тех или иных рейсов, позволяет себе такие официальные формулировки (ЦИТИРУЕМ, и оригиналом ответа мы располагаем):

«По вопросу невыполнения 13 июля 2015 года рейсов по маршрутам в рамках лота № 4  (направление – Восточное), в частности, в Пай:

13 июля 2015 года ГУП РК «Карелавтотранс» не осуществил рейс «Петрозаводск – Пай» по причине того, что на указанный рейс не было продано ни одного билета.»

Что называется, «доруководились»! А как насчет того, что в Паю могли быть пассажиры, ожидающие этого рейса? А что насчет пассажиров, ожидавших этот рейс на промежуточных остановках? Или они не в счет – так, мусор, пыль под ногами, так что ли? Взяли и отменили рейс. Не потому, что автобус не исправен. Не потому, что водителя нет, или он не прошел медконтроль – просто «Карелавтотранс» (гендиректор Каштанова) взял да и отменил рейс! То есть, «нет билетов с автовокзала – нечего и ехать туда». Замечательно. И очень наглядно определяет уровень как компетентности, так и социальной ответственности как Эльвиры Каштановой и её окружения, так и руководства госкомитета РК по транспорту, подписывающего такие отписки. 

Третья.

Как неоднократно сообщали карельские интернет-СМИ, «Карелавтотранс» просто «погряз» в субподрядных отношениях, передавая свои рейсы «за определенную мзду/плату» другим автоперевозчикам, и близко не участвовавшим в конкурсе 2015 г.

Эти «другие» перевозчики – это в подавляющем большинстве ООО «Признание» и ООО «РИК» (как утверждают эксперты, абсолютно «подведомственные» небезывестному Николаю Тараканову, «подмявшему» под себя еще в 2013 г. почти все городские автобусные перевозки по эгидой «Питеравто»).

Так вот, как нам стало доподлинно известно, УГАДН (управление по РК Госавтодорожного надзора – не путать с ГИБДД), в ответ на обращение, по итогам проведенных в августе 2015 г. проверок, сообщило (оригиналом документа располагаем):

- что направило в Арбитражный Суд РК протокол в отношении ООО «Признание» об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ;

- а также направило в тот же Суд  протокол в отношении ООО «РИК» об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ («осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией») – в автобусах банально отсутствовали тахографы -  обязательные устройства, призванные следить за режимом работы и отдыха водителя, да и сами автобусы были не исправны, причем УГАДН заявило в своем обращении в Арбитражный суд РК о наказании для ООО «РИК» в виде административного приостановления деятельности.

А вот с кем Госкомитет по транспорту, и особенно подведомственное ему ГУП РК «Карелавтотранс» вступает в так называемые «субподрядные» отношения, передавая свои рейсы сомнительным перевозчикам с неисправными и необорудованными должным образом автобусами, и с невыспавшимися водителями – решать уже вам, уважаемые пассажиры.

И вам же, уважаемые пассажиры, решать, стоит ли пользоваться услугами столь сомнительных перевозчиков.

Post Scriptum

Мы намеренно повторимся, но есть ещё такие общечеловеческие понятия и нравственные ценности, как совесть, порядочность и справедливость. На которых, собственно, и основана нынешняя человеческая цивилизация. И которых, похоже, после состоявшегося «конкурса»  - ни у нынешнего руководства «Карелавтотранса», ни у руководства госкомитета по транспорту – увы, не осталось."