версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск

Мой Петрозаводск - Улучшаем город вместе


Страсти по троллейбусу

Самые ценные уроки – те, которые мы преподаем себе сами. Один из них - ситуация с недавним введением коммерческих троллейбусов в Петрозаводске, из которой нам всем необходимо сделать свои выводы. К каким же выводам  пришел автор этой статьи?

Вот, казалось бы, совершенно верная идея – сделать часть рейсов троллейбусов платными абсолютно для всех. Это решение троллейбусного управления (далее по тексту – ТУ) представляется тем более правильным, если учесть печальный опыт их городских собратьев по пассажирско-транспортному цеху – «автобусной» автоколонны 1126. Не надо никому рассказывать, в каком состоянии пребывает сейчас муниципальное автобусное сообщение в Петрозаводске. Вместо существовавших когда-то двенадцати – четырнадцати маршрутов на момент написания этой статьи функционируют три, вместо ста с лишним автобусов на линию выходит менее десятка. И это на город с населением в четверть миллиона человек! Пассажирский автобус в Петрозаводске умер, умер тихо, и никто из власть предержащих, похоже, не проронил и слезинки над его виртуальной могилой.

Мне представляется, что троллейбусники не могли и далее безучастно наблюдать, как их родное предприятие медленно, но верно начинает следовать тем же гибельным путем. «Льготники», вместо «положенных» им трех поездок в месяц,  раскатывали в бесплатных для них троллейбусах с утра и до вечера, компенсации же за их перевозку постоянно стремились к нулю. Чаша терпения троллейбусников лопнула, и они сделали то, что сделали – ввели отдельные платные рейсы. И те, кто сразу закричал о мнимых нарушениях закона,  не видят за деревьями леса, а именно – угрозы самому существованию общественного троллейбусного движения в городе.

А если мы говорим о выводах из этого для каждого из нас, то интересна в данном случае реакция некоторых карельских СМИ на это решение ТУ. Если, к примеру, карельское телевидение и телекомпания «Ника» довольно нейтрально прокомментировали это событие, то карельское радио, ссылаясь на своих слушателей, заговорило – вы не поверите - о «попрании прав и свобод» (!) жителей города. Интересно, где это записано, что некоторые личности на карельском радио имеют право столь беззастенчиво развешивать ярлыки? Что это за интеллигентство в минус первом поколении? Слушая карельское радио, жители города могут подумать, будто ТУ купается в деньгах, что является правдой с точностью до наоборот. Так что, чем рядиться в тогу  народных радетелей и защитников, некоторым товарищам следовало бы поубавить свой энтузиазм, и понять, что полбулки – это больше, чем ничего. А также то, что элементарная журналистская этика требует выслушать обе стороны до обозначения своей собственной позиции. Но, похоже, скорее снег выпадет в нынешнем июле, чем некоторые журналисты сумеют себя заставить отказаться от соблазна предстать в роли народных трибунов и обличителей. А следовало бы. Как и следовало бы вспомнить недавние слова Президента России В.В.Путина о том, что наше государство в недалеком прошлом из популистских соображений наобещало непомерно много льгот населению, и уже именно с этой точки зрения подойти к рассмотрению создавшейся ситуации.

Возвращаясь к «платным» троллейбусам, мне представляется, что ТУ допустило всё же одну тактическую ошибку. Оно сразу ввело скидку для «льготников» на проезд в этих троллейбусах в размере 50 процентов, вместо того, чтобы сделать это спустя неделю – другую, что дало бы возможность, так сказать, «выпустить пар» общего недовольства уже чуть погодя. Но что сделано – то сделано.

Да и неизвестно, даст ли это нововведение те дополнительные доходы, на которые ТУ так надеется. Один теплый день – это еще не лето. Не исключено, что есть и какие-то другие способы решения стоящих перед ТУ проблем. В конце концов, никто из нас не рассчитывает на поражение, затевая новое дело, а наоборот, предполагает, что непременно одержит победу. Однако, наверное, в половине случаев мы натыкаемся на грабли, лежащие в высокой траве, и получаем черенком аккурат промеж глаз. Так что, прежде чем критиковать,  давайте все подождем хотя бы каких-то результатов этого нововведения, и будем помнить, что один «социальный» троллейбус в 20-25 минут – это тоже не плевок в океан. Так что стОит подождать – а вдруг эксперимент удастся? В конце концов, для того, чтобы повесить шляпу, нужен всего один гвоздь.

                                                                                           Владимир (Roland) Николаев

                                                                                                   16 июля 2003 г.