версия для печати

Информация (Статьи, исследования)

Главная / Информация / Статьи, исследования /
Поиск


Жд вокзал - станция Петрозаводск

Жд вокзал Петрозаводска

 
У каждого города есть свои символы, будь то здания, памятники или просто красивые места. Свои символы есть и у столицы Карелии. Один из них - главные ворота Петрозаводска, железнодорожный вокзал. Вокзал, строительство которого неразрывно связано с послевоенной историей Петрозаводска.

С 1916 года городской вокзал располагался в районе современного Первомайского проспекта, в двух километрах от центра города. В 1946 году, когда закончилась оккупация города, Петрозаводск представлял собой руины. В это время появилась хорошая возможность переписать архитектурную историю города. С идеей переноса вокзала к центру города выступил архитектор Дмитрий Масленников, возглавлявший в те годы Управление по делам архитектуры Карело-Финской ССР. В 1946 году правительство республики утвердило новый генеральный план. Вскоре начались работы по переносу и переустройству путей, снос складов, которые находились на месте нового вокзала. В 1955 году был построен вокзал, автором которого стал ленинградский архитектор В. Ципулин.
Рельеф потребовал оригинального авторского решения, именно поэтому вокзал имеет свой неповторимый фасад как с перрона, так и с привокзальной площади. Мало кто из горожан знает, что шпиль, венчающий здание вокзала, мог попросту не появиться. Во времена Никиты Хрущева реформы, в частности борьба с излишествами, затронули и архитектуру. Шпиль как раз и стал этим излишеством, но, к счастью петрозаводчан, он к тому времени был уже изготовлен, и в конечном итоге его было решено установить. В итоге привокзальная площадь и главенствующее на ней здание вокзала существенно изменили планировку города и придали проспекту, связывающему новую площадь с Онежским озером, важную градостроительную роль.

До постройки вокзала проспект долгое время был улицей без начала и конца, и только получив композиционное завершение в виде привокзальной площади, созданной в середине 1950-х годов и впоследствии получившей имя Юрия Гагарина, он стал по-настоящему центральной улицей Петрозаводска.

После торжественного открытия вокзала газеты того времени писали: "С каждым днем все благоустроеннее становится Петрозаводск. Ко дню выборов в Верховный Совет и местные Советы горожане получили хороший подарок. Сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал.

5 марта 1955 года на привокзальной площади состоялся митинг трудящихся столицы, посвященный торжественному открытию вокзала. Выступили на митинге секретарь Петрозаводского горкома партии тов. Кябелев, начальник строительства тов. Бергер, начальник Кировской железной дороги тов. Кабанцев, лучший каменщик строительства тов. Шутов.

Новое здание вокзала - лучшее по архитектурному оформлению на Кировской железной дороге. 5 марта от перрона вокзала отправился первый пассажирский поезд Петрозаводск - Ленинград. В этот же день поездом из Мурманска на новый вокзал прибыли первые пассажиры".